Каталог статей
Главная » Статьи » Регламентирующие документы » Общие рекомендации |
Необходимость выдачи рекомендаций по условиям эксплуатации
Отдельные экспертные организации, по причине своей безответственности и некомпетентности, а в большинстве случаев - по причине финансовой заинтересованности, идут навстречу пожеланиям владельца и выдают положительные заключения, которые не отражают фактическое состояние объекта экспертизы, а также не содержат объективных результатов диагностирования, инструментального контроля параметров, очерчивающих состояние тех конструкций и узлов, которые оказывают влияние на надежность и уровень безопасности работы грузоподъемного крана.
В тексте подобных заключений, как правило, отсутствуют рекомендации, применение которых способствовало бы увеличению безопасности при эксплуатации крана на срок, обозначенный по результатам проведенной экспертизы. Владелец грузоподъемного оборудования, настроенный на формальное решение вопроса продления срока эксплуатации, также не стремится получить квалифицированные рекомендации по проведению технических мероприятий, задачей которых является фактическое повышение надежности работы механизма.
Безусловному повышению степени безаварийной работы грузоподъемных кранов с истекшим расчетным сроком службы способствуют рекомендации экспертных организаций, нацеленные на приведение конструктивного исполнения, характеристик и параметров крана (в зависимости от условий, в которых они находятся) в соответствие с требованиями действующих нормативных документов. Опыт проведения экспертизы и реконструкции грузоподъемных кранов свидетельствует о том, что внесение изменений в существующие конструкции кранов позволяет переводить их в режим работы, при котором машина в меньшей степени находится под воздействием динамических нагрузок. Это способствует повышению долговечности машины.
В ситуации отсутствия шансов единовременного вывода из эксплуатации с последующей заменой большого количества грузоподъемных кранов с истекшим расчетным сроком службы, становится востребованным поиск альтернативных решений по продлению срока их безопасной эксплуатации. Одним из способов повышения степени безопасности на продлеваемый период для кранов являются рекомендации по усовершенствованию систем управления крановыми электроприводами, (в которых используются электродвигатели с фазным ротором), имеющие цель изменение режима загрузки периода со ступенчатого на плавный. При этом устанавливаемая интенсивность разгона и торможения создает значительное (от 20 до 40 % в зависимости от типа привода) уменьшение динамических нагрузок, возникающих в базовых узлах механизмов и несущих металлоконструкциях кранов.
Параллельно могут быть решены и остальные проблемы используемых кранов с электроприводом, содержащих системы управления крановыми приводами, созданные по образцу схемных решений второй половины прошлого столетия. Однако, как бы парадоксально это не звучало, заинтересованности в назначении приведенных выше рекомендаций нет не только у владельца оборудования (за редким исключением), но и у остальных двух участников процедуры экспертизы – экспертной организации и территориальных органов Ростехнадзора. Что означает для экспертной организации назначить рекомендации? Только одни минусы (повышение безопасности эксплуатации крана не рассматривается).
Во-первых, необходимо доказать владельцу необходимость их назначения, а если их выполнение влечет для него материальные затраты, необходимо доказать их обязательность и неотвратимость. К тому же требования Правил обязывают экспертную организацию проводить проверку выполнения обязательных рекомендаций (условий) в течение продлеваемого срока.
Во-вторых, за некоторыми рекомендациями следует необходимость разработки проектов реконструкции или модернизации, проведения их экспертизы и привлечения для исполнения этих проектов соответствующих специализированных организаций. Это также усложняет процедуру экспертизы, особенно когда говорится о выполнении обязательных рекомендаций, так как период ее проведения ограничен 3-мя месяцами, которых нередко не хватает, чтобы их выполнить.
В-третьих, не каждая экспертная организация имеет в своем составе конструкторские подразделения, способные воплотить текстовые рекомендации в реальные проекты или квалифицированно внести соответствующие изменения в Руководство (Инструкцию) по эксплуатации крана. В-четвертых, все рекомендации, направленные на изменение эксплуатационных параметров кранов и зафиксированные в заключении о возможности продления срока их безопасной эксплуатации, согласно Положения должны быть подтверждены расчетами.
В итоге, это влечет за собой увеличение стоимости экспертизы, что является фактором не в пользу экспертной организации. Какую экспертную организацию выберет в следующий раз владелец крана? Понятно, ту, которая выдаст «чистое» заключение, без рекомендаций, обязывающих владельца уделять повышенное внимание крану и нести материальные затраты.
Территориальные органы Ростехнадзора, как показывает практика, в редких случаях возвращают заключения экспертизы на доработку по причине отсутствия в них обязательных рекомендаций по изменению паспортных данных кранов или условий их использования. Формально, в данном случае, они не нарушают порядок, изложенный в Положении, так как заключения рассматриваются ими на предмет: - их соответствия требованиям к оформлению, условиям лицензии, квалификации экспертов; - соблюдения требований, предъявляемых к проведению экспертизы; - использования нормативных документов, утвержденных или согласованных Ростехнадзором, а также необходимого и допущенного для проведения экспертизы контрольного, испытательного и диагностического оборудования и средств измерений.
Соответственно больше всего замечаний у органов Ростехнадзора относится не к сути проводимой экспертизы, а к соблюдению требований, предъявляемых к оформлению заключения, хотя в данном случае уместно будет напомнить, что в Правилах имеется указание органам, утверждающим заключения, об их дополнении (утверждении, ограничении или отмене) условиями, регламентирующими безопасное использование объектов экспертизы, находящихся в эксплуатации. Одновременно следует отметить, что в проекте руководящего документа «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению данной экспертизы», разрабатываемого в соответствии с Положением РД 03-484-02 и постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 года №241 имеется требование об обязательном содержании в составе заключения рекомендаций по техническим решениям и проведению компенсирующих меропариятий, сопровождающимися ссылками на требования норм и правил промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, необходимо обозначить данную проблему, как требующую скорейшего разрешения и обратить внимание Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора на необходимость поручения уполномоченным им специализированным экспертным (проектным) организациям провести анализ и обобщение соответствующих требований, содержащихся в нормативных документах, информационных письмах Ростехнадзора, заводов-изготовителей кранов, специализированных проектных (головных) организациях по краностроению, учесть опыт работ по экспертному обследованию и разработать указания по назначению рекомендаций (ограничений) по условиям использования конкретных типов (моделей) грузоподъемных кранов, которым предполагается продлить срок безопасной эксплуатации.
Рекомендуемая литература:
1. ПБ 03-246-98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности.
2. РД 03-484-02. Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах.
3. РД 03-298-99. Положение об утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности.
| |
Категория: Общие рекомендации | Добавил: craneadmin (25.12.2008) | |
Просмотров: 2948 | Рейтинг: 4.8/4 | |
Всего комментариев: 0 | |