Каталог статей
Главная » Статьи » Башенные краны » Отечественный рынок |
Рынок башенных кранов в России (часть2)
Основные игроки рынка
В России ведут деятельность девять заводов, производящих башенные краны грузоподъемностью более 5 т. (по данным Госкомстата). Два основных – «Нязепетровский краностроительный завод» и «Ржевский краностроительный завод» –выпустили 78% от всего объема башенных кранов России в 2007 г. (более пессимистичная оценка экспертов – 65%). Рассматривая доли производства за последние пять лет, необходимо отметить увеличение в общем объеме доли «Нязепетровского краностроительного завода» и снижение доли «Ржевского краностроительного завода». Третий лидер по производству башенных кранов в 2003 г., «Ухтинский механический завод» по итогам 2007 г. изготавливает лишь 3% башенных кранов России. Доля «Строммашина» на протяжении рассматриваемого периода варьировалась от 10 до 13%, и в последние два года не превысила 9%.
Таблица 2. Объемы производства башенных кранов в 2006-2007 гг. крупнейшими предприятиями России
Структура рынка башенных кранов в 2007 г. выглядела следующим образом: доля «Нязепетровского завода» в общем объеме рынка башенных кранов возросла до 48% по сравнению с 43% в 2006 г. Если принять во внимание динамику производства и перспективы этого завод, можно предположить, что по итогам 2008 г. его доля в на рынке превысит 50%. Доля Ржевского краностроительного завода снизилась на 2% по сравнению с 2006 годом. Также снизилась доля Одинцовского машиностроительного завода до 6%, а доля Ухтинского механического завода возросла на 2%.
Импорт
Строительный бум в России стимулирует не только внутреннее производство техники, но и импорт машин, причем последний растет гораздо более впечатляющими темпами, чем производство отечественной техники. По данным Росстата, прирост импорта по различным категориям техники за прошлый год составил 80% и выше в натуральном выражении, а прирост по башенным кранам составил 139%. Доля импорта сейчас – около 65% от объема рынка, причем доля новых кранов в импортных поставках не превышает 25% (краны б/у втрое дешевле новых). Отечественные компании приобретают башенные краны таких зарубежных фирм, как Liebherr, Potain, Zeppelin, Comedil, краны производства КНР и др. На сегодня цена высотного башенного крана отечественного производства составляет в среднем
9-14 млн. руб. (250-400 тыс. евро), цена аналогичного по характеристикам европейского крана в 1,5-2 раза выше. Объемы импорта башенных кранов растут высокими темпами: в 2005 г. по сравнению с 2004-м темп прироста составил 29 % – были получены 204 крана из заграницы, т.е. на 46 кранов больше. В 2006 г. прирост импорта составил 156%, а в 2007 г. были ввезены 1252 импортных башенных крана, что в 2,4 раза превысило показатель предыдущего периода. В последние годы прослеживается тенденция все большего присутствия на рынке России башенных кранов китайского производства, что не является неожиданностью, ведь, как известно, Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии. Доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%1. Основными производителями башенных кранов в Китае являются XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Fangyan Group, чьи торговые марки стали чаще встречаться у отечественных специализированных компаний. Концерн Xugong Group Construction Machinery Co. Ltd. (XCMG) был основан в марте 1989 г. За время своего существования концерн «Сюйгун» (XCMG) стал самым большим развивающимся производителем и экспортером строительной техники в Китае. Производственная корпорация включает в себя 26 дочерних компаний, оборот компании более 2 млрд. долл., а объемы экспорта XCMG каждый год удваиваются. В рамках глобальной стратегии XCMG SMACO представляет компанию на российском рынке. XCMG основала несколько совместных предприятий с международными профильными компаниями. Например, Caterpilliar Xuzhou производит экскаваторы мирового класса, Xuzhou Liebherr производит башенные краны, бетононасосы и бетоносмесители. Рис. 5. Ввоз башенных кранов в Россию с 2001 - по 2007 гг., шт.
Другой заметный китайский игрок на российском рынке – государственная компания Zoomlion. Компания имеет 50-летний опыт проектирования башенных кранов (производит с 1995 г.) и является лидирующей компанией Ассоциации производителей башенных кранов Китая. По продажам больших и средних кранов компания держит первенство в Китае в последние годы. В 1997 г. на основе отработанной технологии башенных кранов Zoomlion разработала оригинальный кран двойного назначения, используемый для подъема груза и установки бетонных конструкций, реализовав возможности многофункционального использования. Башенные краны Potain (китайский вариант по французским технологиям) начали производить в 2007 г. на заводе Houcheng Zhanjiagang City под Шанхаем. Сейчас завод производит только три модели общим количеством около 850 кранов в год: МС 175 В, МС 235 В и МС 310 К12 максимальной грузоподъемностью 8, 10 и 12 т соответственно. Все комплектующие к данным моделям, начиная от электроники и заканчивая силовыми агрегатами, производятся во Франции. Китайские краны Potain полностью адаптированы для работы в погодных условиях стран Восточной Европы. Наряду с открытием в Китае нового завода Houcheng Zhanjiagang City под Шанхаем мультинациональная компания Potain в прошлом году приобрела завод в Словакии, расположенный в г. Velky Saris. Сама французская компания Potain с начала своего существования в 1928 г. произвела и установила по всему миру более 100 тыс. башенных кранов. Сегодня компания производит более 60 моделей кранов на заводах во Франции, Германии, Италии, Португалии и Китае. Предприятие выпускает три разновидности башенных кранов: самомонтирующиеся краны грузоподъемностью 1-8 т, более высокие и большие поворотные краны грузоподъемностью 8-64 т и краны специального назначения грузоподъемностью 160 т. Компания Potain представлена в России двумя сериями: гидравлические компактные самомонтирующиеся башенные краны HD для работы в стесненных условиях и рельсовые или фундаментные высотные башенные краны серии MD, которые оснащены системой координатной защиты и управления для работы в пересекающихся рабочих зонах. Грузоподъемность кранов 6-12 т. При вылете стрелы
60 м высота свободностоящих кранов равняется 75 м, а с пристежкой к зданию – 200 м и выше. Немецкая фирма Liebherr не только относится к крупнейшим мировым производителям строительных машин, но и во многих других областях является признанным поставщиком технически инновационной продукции. С 1949 г. семейное предприятие Liebherr расширилось до группы фирм с более чем 26 тыс. занятых в более чем 100 компаниях на всех континентах. В 2006 г. товарооборот концерна Liebherr вырос на 22% и составил 6,473 млн. евро. В модельный ряд немецкой фирмы Liebherr входят семь серий башенных кранов (HC, LC, LD, EL, EC-H, EC-H Litronic и EC-HM FR.Litronic), три серии специальных кранов (EC-B, HC-K, HC-L) и пять серий компактных монтажных кранов (H, HM, TT, K и R), управляемых с пульта на земле. Краны серии R (32 TTR и 42 KR.1) грузоподъемностью 4 т (высота подъема груза 24 м и 26 м соответственно) изготовлены на гусеничном ходу, что делает их незаменимыми на грунтах с пониженной несущей способностью. Для работы в городских условиях производят башенные краны на автомобильном шасси (8-тонные Liebherr МК 80 и Liebherr МК 100) и на шасси прицепа (1,2- и 2,0-тонные Liebherr 13 HM и Liebherr 20 HM). Итальянская компания Comedil основана в 1962 г. С 1998 г. компания объединяется с международным лидером по продажам строительной техники, корпорацией Terex. Продукция Terex-Comedil заслужила высокую репутацию во всем мире благодаря своей производительности, надежности, безопасности и уникальной системе сервисной поддержки. Компания Terex-Comedil предлагает 47 моделей, среди которых имеются самомонтирующиеся краны для малоэтажного строительства, башенные краны для работы в городском строительстве и краны с подъемной стрелой и подвижным балластом – для работы с тяжелыми грузами. Компания поставляет в Россию новейшую модель крана CTT Flat top, используемую строителями США и Европы. Существует 21 модификация этой модели, которая применяется в различных случаях: от небольшой реконструкции до возведения кварталов высотных домов или больших мостов. В зависимости от модификации грузоподъемность кранов CTT изменяется от 2,5 до 40 т, максимальный вылет стрелы – от 41 до 85 м, а высота – от 18 до 106 м без крепления к стене и до 285 м в случае крепления к строительному объекту. Кроме всех перечисленных, на рынке России широко представлены башенные краны компаний IHI, Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi и Zeppelin (серия ZBS). Как видно из диаграммы, структура импорта башенных кранов значительно изменилась со стороны Китая, доля импорта из которого в общем объеме в 2002 г. составляла 5 %, а в 2007 г. – уже 25 %. Увеличение спроса на китайские краны во многом объясняется их относительной дешевизной. Цены новых башенных кранов производства КНР лежат в диапазоне 20-190 тыс. долл., аналогичные по характеристикам краны производства стран СНГ стоят 50-280 тыс. долл., а произведенные в Европе – 200-600 тыс. долл. и выше. И, как было сказано выше, китайская техника сопоставима с российской по ценам, но часто выигрывает по экономичности. Рис. 6. Динамика структуры импорта башенных кранов по странам, %
Рис. 7. Структура экспорта башенных кранов из России, 2007 г.
Рис. 8. Динамика экспорта башенных кранов из России, 2001-2007 гг, шт.
Экспорт
В экспортных отношениях главный интерес для России представляют тенденции рынка крановой продукции Казахстана. В Казахстане нет собственного производства башенных кранов, а потребности строительной отрасли полностью удовлетворяются за счет импорта. Китайские башенные краны получили широкое распространение в Казахстане и стали там серьезными конкурентами отечественным кранам благодаря их невысоким ценам и надлежащему качеству. По итогам 2005 г. доля России в структуре поставок в Казахстан башенных кранов составила 11,3 %, КНР – 69,6 %. Все башенные краны, импортированные из Китая, – новые, а доля новых, импортированных из России, – 14,5 %. Структура экспорта за два последних года изменилась: почти 30 % экспортируемых кранов отправились на Украину, 55 %
(36 кранов) экспорта пришлись на долю Казахстана, тогда как в 2005 году в Казахстан были экспортированы 83 % (43 крана) всего объема экспорта башенных кранов России. Т.е. продукцию России замещают китайские производители по ряду причин и отечественные производители вынуждены искать и развивать другие рынки сбыта продукции. Объем экспорта башенных кранов в России растет: с 2001 до 2005 г. темпы прироста были высокими (до 230 % в 2004 г. по отношению к 2003-му); но в последние годы темпы прироста уменьшились, и в 2007 году он составил 8 % по отношению к предыдущему году. В 2006-2007 гг. доля экспорта в объеме рынка составила 30-35 %. | |
Категория: Отечественный рынок | Добавил: craneadmin (21.09.2008) | |
Просмотров: 11395 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |