Каталог статей

Главная » Статьи » Башенные краны » Отечественный рынок

Рынок башенных кранов в России

Основными игроками на российском рынке являются мировые лидеры – американская Caterpillar, шведская Volvo и японская Hitachi. Все большую долю на рынке занимают китайские и корейские производители (например, китайская Shandong Lingong Construction Machinery Co.), которые проводят активную демпинговую политику, предлагают лизинговые схемы, кредиты, отсрочки, чтобы закрепиться на российском рынке. Особенно активны они на Дальнем Востоке.
На рынке строительной техники России существуют некоторые особенности. Конкуренции как таковой между новой отечественной и новой иностранной техникой не существует в силу высоких цен последней. Однако, в последние годы значительно увеличивается ввоз подержанной импортной техники. Хотя даже и при таком варианте она получается дороже российской, поскольку качественнее. У импортной техники лучше эргономика и внутренний комфорт, более широкая продуктовая линейка, качественный сервис. Но ремонт этой техники стоит дорого и осуществляется сложнее, в отличие от ремонта отечественной техники. А китайская техника сопоставима с российской по ценам, но часто выигрывает по экономичности (к примеру, китайский самосвал грузоподъемностью 30 т потребляет топлива меньше, чем 20-тонный КамАЗ). В результате значительная часть строительных организаций предпочитает пользоваться подержанной зарубежной техникой.

Общие сведения о башенных кранах

Башенные краны являются ведущими грузоподъемными машинами в строительстве и предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений, а также для выполнения различных погрузочно-разгрузочных работ на складах, полигонах и перегрузочных площадках, обеспечивая до 98% всех подъемно-транспортных работ при монтаже строительных элементов зданий и сооружений. Они обеспечивают вертикальное и горизонтальное транспортирование строительных конструкций, элементов зданий и строительных материалов непосредственно к рабочему месту в любой точке строящегося объекта. Для выполнения некоторых работ альтернативы этому механизму не существует. Темп строительства определяется производительностью башенного крана, существенно зависящей от скоростей рабочих движений.
Рабочими движениями башенных кранов являются:
• подъем и опускание груза;
• изменение вылета стрелы (крюка) с грузом;
• поворот стрелы в плане на 360°;
• передвижение самоходного крана.
Отдельные движения могут быть совмещены, например, подъем груза с поворотом стрелы в плане. Все башенные краны снабжены многодвигательным электроприводом с питанием от сети переменного тока напряжением 220/380 В. В общем случае каждый башенный кран – это поворотный кран с подъемной или балочной стрелой, шарнирно закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.
Сейчас все большую популярность набирают быстро монтирующиеся башенные краны. Их основная особенность заключается в следующем: эти башенные краны собираются и монтируются в минимальные сроки, позволяя тем самым использовать башенные строительные краны в условиях нехватки рабочего места (в центрах городов). 
Плюсы:
• нет необходимости передвигать с одной части стройки на другую; 
• проще процесс демонтирования и установления крана в другом месте.
Стоит отметить, что в большинстве случаев используются обычные башенные краны на рельсовом ходу. Они зарекомендовали себя еще в XX в. и спокойно шагнули в высокотехнологичный XXI в. Проверенная конструкция обладает высокой надежностью, а перемещение по рельсам позволяет башенным кранам охватывать максимально возможную территорию для переноса тяжелых грузов.
История развития башенных кранов как спецтехники
Самый простой башенный кран появился в конце XVII в. Он был изготовлен из дерева и имел ручной привод. Изготовление подъемных кранов современного типа в России началось в конце XIX в. (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Октябрьской революции 1917 г. в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжелого машиностроения со специализированными заводами.
К 1960 г. в эксплуатации находились башенные краны более 100 различных моделей. Переход на индустриальные методы строительства привел к созданию (1968 г.) кранов большой грузоподъемности (до 50 т) с повышенными (до 80 м/мин) скоростями подъема груза. По состоянию на 1 января 1985 г. в мире в эксплуатации находились 50 тыс. башенных кранов. Ежегодно заводы выпускали около 4 тыс. кранов, причем реальные потребности строительного комплекса превышали эту цифру на 1 тыс. ед.
С началом реформ все изменилось. Строительный комплекс вошел в фазу застоя. Строительство застопорилось, башенные краны на многих стройках просто демонтировались, одни доставлялись на базы, другие – консервировались.
Сегодня технология строительства изменилась: монолитная и кирпично-монолитная технологии применяются повсеместно. И поскольку сейчас все больше строятся высотные дома, потребности строителей, в т.ч. в отношении башенных кранов и бетононасосов, тоже изменились. В настоящее время грузоподъемные башенные краны различных типов, модификаций и грузоподъемностей успешно применяются в различных отраслях, не только в строительстве.
Классификация кранов
Существует множество классификаций кранов: по типу опоры, по типу привода, по конструктивными особенностям, по типу грузозахватного органа, по области применения и другие. Мы предлагаем рассмотреть, на наш взгляд, одну из основных классификаций кранов – по области применения.
Источник: ABARUS Market Research по данным «Википедии»
Башенные краны обычно называют по-разному: и электрические краны, и строительные краны. Они обычно используются вместе с другим строительным оборудованием: стационарными бетононасосами и автобетононасосами, бетоносмесителями и др.
Можно выделить основные составляющие части башенного крана:
• башня (другое название – колонна);
• стрела;
• опорная часть;
• опорно-поворотное устройство;
• кабина машиниста;
• различные механизмы.
Механизмы башенного крана различают по функциональному предназначению: поворот стрелы, подъем груза, изменения вылета стрелы.
Сами башенные по классификации делятся на:
• стационарные (неподвижно закрепленные на основании, не имеют возможности перемещения);
• передвижные по рельсовым путям (имеют возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры);
• приставные;
• самоподъемные (устанавливаются на конструкциях строящегося здания, по мере возведения сооружения, поднимаются при помощи специальных механизмов).
По конструкции башенные краны разделяют на краны с поворотной платформой (на подвижную часть крана (башню) устанавливаются рабочие механизмы.Модификации: автомобильные и на рельсовом ходу) и краны с неповоротной башней (такие краны по конструкции представляют собой катучий мост. Имеют большую грузоподъемность. Перемещаются по рельсам)

Ситуация на рынке башенных кранов в России

В разных странах по-разному относятся к вопросу строительства зданий высокой этажности посредством грузоподъемных машин. Например, в России при строительстве высотных зданий используют башенные краны, а в США высотные здания строят в основном с помощью подъемных рабочих платформ, закрепляемых на металлоконструкции здания или в лифтовых шахтах.
В строительном комплексе за последнее время существенно изменилась технология возведения домов. Крупнопанельное домостроение сократилось до 15%. В основном строят кирпичные и монолитные здания, при строительстве которых необходимо применять железобетонные сваи, перекрытия, балконные плиты, лестничные марши и пр. Т.е. железобетон в обозримой перспективе останется основным строительным материалом.
Изменения в конструкции зданий и технологии строительства выдвинули новые требования к башенным кранам. Сегодня строятся высотные 16-20-этажные дома. Значит, требуется повышать скорость подъема груза.

Производство

В 1985 г. на стройках СССР работали около 50 тыс. башенных кранов, ежегодное производство составляло 4 тыс. новых машин. После кризиса 1998 г. в отечественном краностроении прослеживается устойчивая тенденция роста объемов производства. В 2004 г. Росстатом были зафиксированы восемь предприятий-производителей башенных кранов грузоподъемностью свыше 5 т, а в 2005 г. – семь заводов, в 2007 г. – девять предприятий. При этом в 2006 г. по сравнению с 2005 г. выпустили на 110 кранов больше, а в 2007 г. по сравнению с прошлым периодом – на 159 кранов больше.

Табл. 1. Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше в России, 1999-2007 гг.


Рис. 1. Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т. и свыше в России, 1999-2007 гг.

Объемы производства башенных кранов грузоподъемностью 5 т и свыше растут высокими темпами: 2002-2004 гг. – средние темпы прироста производства составили 50%. В 2005 г. объем производства не изменился по сравнению с уровнем 2004 г. (263 шт.), зато в 2006 г. прирост производства составил около 50%: в 2006 г. были произведены 392 крана, а в 2007 г. – на 140 шт. больше.
В целом, наблюдается тенденция увеличения объемов производства с приростом, по меньшей мере, на 30% в год, если такие темпы сохранятся, то в 2008 г. суммарный объем выпуска башенных кранов по всем предприятиям составит около 700 шт.
Ситуация в ценовой конъюнктуре башенных кранов на протяжении рассматриваемого временного отрезка, естественно, менялась: если в 1999 г. средняя цена производителей на башенные краны составляла 879 513,9 руб. за 1 шт., то в 2000 г. она увеличилась до 1698 833,8 руб. за 1 шт. (93% прироста). До 2000 г. преобладал значительный прирост цен, после 2004 г. ежегодный прирост не превышал 9%. Средняя цена производителей башенных кранов в 2007 г. составила 5 010 812,7 руб. за 1 шт.
Частично дефицит импортных кранов могут компенсировать российские производители, у которых в последнее время наметился устойчивый рост производства. Но многие организации все равно предпочитают машины зарубежных производителей.


Рис. 2. Структура производства башенных кранов по округам в 2007 г.

На протяжении последних трех лет структура производства башенных кранов по федеральным округам изменилась: если в 2005 году д. Уральского ФО в общем объеме производства составляла 38%, то в 2007 г. она стала равной 48%. Ситуация в Центральном ФО обратная: в 2005 г. его доля составляла 55% выпуска по России, а в 2007 г. – 45%. Доля Северо-Западного ФО в общем объеме производства башенных кранов не превышала 7% в течение 2005-2007 гг. В остальных ФО производство башенных кранов не ведется.


Рис. 3. Структура производства башенных кранов по областям в 2007 г.

За период 2005-2007 гг. доли Тверской и Ивановской обл. уменьшились на 7% и 5% соответственно в общем объеме выпуска башенных кранов, тогда как доля Челябинской обл. практически дошла до половины выпуска всего объема башенных кранов в стране.



Источник: http://по данным ФСГС РФ
Категория: Отечественный рынок | Добавил: craneadmin (23.08.2008)
Просмотров: 8062 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0