Каталог статей

Главная » Статьи » Мобильные краны » Отечественный рынок

Обзор рынка кранов-манипуляторов

Производителей, как уже говорилось, всего ничего – БАКМ, Инман, Майкопский машиностроительный завод и Велмаш. Из них лишь БАКМ изначально – с 1993 года – был ориентирован на выпуск общепромышленных КМУ. Все остальные первоначально делали (да и сейчас преимущественно делают) подъемное оборудование для специфических отраслей. Инман – для нефтегазового комплекса, Велмаш – для лесозаготовок, Майкопский машиностроительный завод – для лесной и нефтяной промышленности. С середины 2000-х годов указанные предприятия стали расширять сферу своего влияния и на другие отрасли народного хозяйства – строительство, коммунальное хозяйство, энергетику и т.д., создавая новые модели универсальных КМУ, пригодных для различных сфер деятельности. До середины 2000-х годов КМУ выпускали КРАСТ и Уралтерминалмаш. В настоящее время оба этих предприятия не функционируют. Надо отметить, что в 90-х годах прошлого века еще у ряда российских предприятий были потуги в производстве кранов-манипуляторов. КМУ с тросовой подвеской крюка делали на Казанском электромеханическом и Угличском машиностроительном заводах. Однако дальнейшего развития эта тема не получила ни на одном, ни на другом предприятии. Есть еще пара примеров из современности. КМУ созданы алапаевским заводом «Стройдормаш» и ивановским заводом «Автокран». Правда, ни один из этих изготовителей серийный выпуск КМУ пока не освоил.

В 2007 году в России было произведено 1010 кранов-манипуляторов – на 26% больше, чем в 2006 году. На фоне общего подъема в российской экономике изготовители КМУ тоже демонстрируют определенные успехи. Увы, они не так велики, как в других сферах производства строительной и дорожной техники. Например, автокранов в минувшем году в России сделано более 6600 штук. А небезызвестный Palfinger за год выпустил 16 тыс. единиц продукции. Импорт КМУ рос за этот период более стремительно: по новым КМУ – более чем в 2 раза, по бэушным и того больше – в 3,4 раза.

До недавнего времени основным изготовителем универсальных КМУ был БАКМ, с середины 2000-х годов лидерство в этой области перешло к Инману. В этот период это башкирское предприятие помимо нефтянки стало активно осваивать другие сферы рынка. В течение достаточно короткого периода вдобавок к основной модели ИФ 300 с грузовым моментом 27 тм, применяемой в основном в нефтедобывающей отрасли, было создано 7 новых базовых моделей КМУ с грузовым моментом от 1,83 до 24,1 тм, выполненных по шарнирно-сочлененной схеме. В минувшем году Инман изготовил 635 КМУ – на 29% больше, чем годом раньше. Основной моделью по-прежнему остается ИФ 300, хотя с началом выпуска новых моделей доля трехсотой неуклонно снижается (26% в 2007 году). Весьма популярны новые модели – ИМ 50, ИМ 55 и ИМ 150, соответственно 16, 14 и 17%.

Ситуация с производством КМУ на БАКМ достаточно стабильная. В том смысле, что год от года объемы выпуска практически не меняются и составляют порядка 200 единиц: в 2006 году изготовлено 203 КМУ, в 2007-м – 200. Хотя в лучшие времена производство достигало 300 установок в год. Руководство предприятия комментирует сложившуюся обстановку следующим образом: «Основной причиной спада объемов продаж является большая конкуренция. Сегодня кроме кранов-манипуляторов ЗАО «БАКМ» на рынке представлено множество разных КМУ, как отечественных производителей, так и зарубежных, со множеством грузоподъемных характеристик. Если раньше модельный ряд определялся единицами, то в настоящее время уже более 50 моделей предлагают потребителям предприятия-изготовители России, а также зарубежные производители. То есть конечному потребителю есть из чего выбрать; он и выбирает себе то, что по грузоподъемным характеристикам подходит ему лучше всего».

Чтобы укрепить свое рыночное положение, БАКМ намерен сделать следующее (дословно): « – улучшать качество, надежность и товарный вид кранов-манипуляторов;

  • иметь полный и качественно скомплектованный пакет разрешительной документации на производимую продукцию, необходимый и достаточный для ее регистрации и постановки ее на учет в Ростехнадзоре РФ и в ГИБДД;
  • так как продукция является спецоборудованием и в основном монтируется на транспортные средства, конечные потребители, как обычно, в первую очередь обращаются в торговые фирмы по продажам автомобилей, а для того, чтобы у этих торгующих организаций был интерес к предложениям, конечным заказчикам манипуляторов ЗАО «БАКМ» необходимо в работе с ними применять гибкую систему скидок».

Сказано все верно. Но воз и ныне там. Предлагаемый сегодня модельный ряд уходит корнями в 1993 год, когда Балашихинский крановый завод приступил к производству кранов-манипуляторов взамен автомобильных кранов. Первая модель БАКМ-890 с грузовым моментом 8,9 тм выпускается по сей день. Она, кстати, является и наиболее массовой (84% производства). Также завод предлагает КМУ с грузовым моментом 4,7 и 16 тм. Новая модель БАКМ-1040 с грузовым моментом 10 тм, созданная в 2003 году на основе итальянских комплектующих, серийно так и не выпускается.

Майкопский машиностроительный завод с 1985 года специализируется на производстве гидроманипуляторов для лесного хозяйства и нефтегазового комплекса. В настоящее время для нефтяников предлагается три модели КМУ с продольным расположением стрелы: с грузовым моментом 5,2; 7,5 и 15 тм. С недавних пор освоено производство новых моделей универсальных КМУ: большой ЛВ-220 с грузовым моментом 12 тм, с шарнирно-сочлененной стрелой, и малой ЛВ-210-02 с грузовым моментом 2 тм, со складывающейся поперек шасси автомобиля стрелой. ЛВ-220 выпускается также в комплектации с гидролебедкой, при этом может складываться, не загромождая кабину или кузов. Основными в производственной программе майкопского завода на сегодняшний день являются лесные гидроманипуляторы (90% выпуска). Рост производства КМУ в 2007 году составил 44% и достиг 130 единиц.

Великолукский машиностроительный завод «Велмаш-С», входящий в Холдинговую компанию «Подъемные машины», является крупнейшим российским производителем лесных гидроманипуляторов. На сегодняшний день доля ХК «Подъемные машины» на рынке лесных манипуляторов составляет более 60%. За последние два года прирост составил 15%. В 2002 году предприятие запустило в серийное производство универсальный кран-манипулятор КМ-70-02 с грузовым моментом 7 тм. Однако продольная схема складывания КМУ в транспортное положение оказалась неудобной для некоторых потребителей. Учитывая пожелания клиентов, а также в рамках принятой программы по расширению товарного ассортимента была разработана и запущена в серийное производство установка с шарнирно-сочлененной схемой складывания КМУ-90 с грузовым моментом 9 тм. К этой модели в 2007 году добавились еще две новинки – КМУ-31 со складывающейся поперек шасси автомобиля стрелой с грузовым моментом 3,1 тм, а также КМУ-120 с шарнирно-сочлененной стрелой, обладающей грузовым моментом 12 тм. Кроме того, предлагается металловозный вариант КМУ-97М с грузовым моментом 9,7 тм.

На фоне выпуска лесных гидроманипуляторов производство общепромышленных КМУ на Велмаш-С пока невелико: в 2006 году изготовлено и реализовано 18 комплектов оборудования, в 2007-м – 45. В стратегическом бизнес-плане на 2008 год запланирована реализация порядка 210 единиц КМУ.

В середине 2000-х годов алапаевский завод «Стройдормаш», специализирующийся на выпуске буровой техники, разработал первые собственные модели КМУ. Одна из них – с грузовым моментом 40 тм – имеет стрелу, располагающуюся вдоль шасси, и быстросъемную гидравлическую лебедку. Другая – с максимальной грузоподъемностью 500 кг, со складывающейся поперек шасси автомобиля стрелой. Перспективы серийного производства алапаевских КМУ пока что туманны.

В 2006 году ивановское ОАО «Автокран» изготовило первый образец тяжелого крана-манипулятора КМ-34000 с грузовым моментом 34 тм. Одно из основных достоинств ивановской КМУ – минимальные габаритные размеры в транспортном положении. Стреловое оборудование благодаря шарнирно-сочлененному исполнению компактно складывается поперек продольной оси шасси. Серийный выпуск КМУ на Автокране пока не налажен, поскольку завод перегружен заказами по основной продукции – автокранам. 

Импорт 

Всего лишь 4-5 лет назад присутствие зарубежных производителей КМУ на российском рынке было весьма скромным. Однако бум в экономике в целом и в строительстве в частности подстегнул иностранцев, которые теперь значительно опережают по объемам поставок отечественное производство. Так, если в 2006 году импорт новых КМУ был почти на одном уровне с отечественным производством – 934 и 803 единицы соответственно, то уже в 2007 году импортеры опередили наших производителей почти вдвое – 1992 и 1010 единиц соответственно. По-прежнему подавляющее большинство новых КМУ, поставляемых в Россию, – европейского производства, с шарнирно-сочлененной схемой складывания (более 80%). Хотя все более активизируются японцы, корейцы и… китайцы, предлагающие установки с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка.

Вопреки общей тенденции по снижению импорта строительной и дорожной техники, бывшей в употреблении, в пользу новой (в первую очередь за счет китайских производителей), на рынке КМУ ситуация складывается прямо противоположно. В 2007 году импорт бэушной техники вырос почти в 3,5 раза по сравнению с 2006-м. В основном к нам поступают КМУс тросовой подвеской крюка из Японии – более 90% всех кранов-манипуляторов, бывших в употреблении.

По поводу наводнения рынка бэушными КМУ японского производства специалисты предостерегают потенциальных покупателей. Дело в том, что большинство завезенных в Россию установок не имеет паспортов для постановки на учет в Ростехнадзоре. Но самое главное, они не имеют приборов безопасности в соответствии с ПБ 10-257-98, что становится крайне небезопасным для потребителя. Не имея информации об отработанном ресурсе, потребитель подвергает себя большому риску, т.к. в любое время металлоконструкция КМУ может выйти из строя.

На рынке новых импортных КМУ в последнее время произошел большой передел. До недавних пор главными действующими лицами на российском рынке были австрийский Palfinger и шведский Hiab. И вот во второй половине 2000-х годов появились возмутители спокойствия – итальянская Amco Veba и японский Unic. Уже в 2007 году КМУ Amco Veba заняла первое место по объемам поставок, вытеснив прежнего лидера – Palfinger.

В чем секрет успеха этого итальянского производителя, о продукции которого еще 4 года назад у нас ничего не было известно? Причин несколько. Такие факторы, как качество, надежность, простота в эксплуатации, можно найти в рекламном буклете любого поставщика или производителя КМУ. Этим покупателя не удивишь. Один из основных факторов – более низкая цена, хотя и его вряд его можно считать определяющим. Но обо всем по порядку. Заключив дистрибьюторский договор с итальянской компанией Amco Veba (которая входит в Hiva Group), нижегородская фирма «Чайка-Сервис» не только стала предлагать весь модельный ряд КМУ этого производителя на всей территории России и стран СНГ, но и предоставила потребителям возможность заказывать различные спецавтомобили с КМУ. Поскольку Чайка-Сервис является еще и изготовителем различной спецтехники на шасси автомобилей отечественного и зарубежного производства, покупатель может выбрать спецавтомобиль, укомплектованный по индивидуальному проекту. В частности, могут быть удлинены база автомобиля и бортовая платформа, применена двухрядная кабина, установлен фургон, самосвальная платформа, оборудование для эвакуации автомобилей и т.д. Также возможна установка КМУ на прицепы, седельные тягачи, тракторы и т.д. КМУ могут комплектоваться различным навесным оборудованием итальянской фирмы Rozzi – захватами для сыпучих грузов, отходов, металлолома, сельхозпродукции, труб и бревен, строительных панелей и блоков, а также вилочными захватами, шнековыми бурами, ротаторами. В дополнение к этим факторам, способствующим росту популярности КМУ Amco Veba, можно добавить постоянно растущую сеть сервисных центров по России и СНГ. В 2007 году на территории России Чайка-Сервис имела менее 10 станций технического обслуживания, однако летом прошлого года был взят курс на улучшение качества работы с клиентами, поэтому на данный момент заключены договоры уже с 17 СТО. В идеале планируется иметь сервисные центры в каждом регионе, где эксплуатируются КМУ, устанавливаемые Чайкой-Сервис. План-минимум: в течение 2008 года увеличить количество сервисных станций в 3-4 раза и более.

С осени 2007 года фирма предлагает клиентам систему Trade-in по замене устаревших кранов на новые. Немаловажно отметить, что с 2008 года КМУ Amco Veba сертифицированы Ростехнадзором на соответствие ГОСТ 15150 и могут эксплуатироваться при температуре до –40 ОС.

В минувшем году в Россию было ввезено 564 КМУ Amco Veba – больше, чем в 2006 году, на 87%. Из более чем 400 моделей с грузовым моментом от 1 до 80 тм (в том числе речные и морские краны) наиболее популярными у нас в 2007 году были КМУ с грузовым моментом 7,56 тм – лидеры продаж (около 50%), также успешно продавались установки с грузовым моментом 3; 4,4; 9,6 и 14 тм.

Кстати, в ближайшей перспективе Чайка-Сервис планирует расширение ассортимента КМУ за счет корейских установок Soosan с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка.

В 2007 году Palfinger переместился на вторую строку в табели о рангах импортеров КМУ. Увы, у прежнего лидера доля рынка с 41% в 2006 году упала в 2007-м до 25%. Напрашивается закономерный вопрос: в чем причина резкого ослабления рыночных позиций мирового лидера на российском рынке? Казалось бы, Palfinger’у – старейшему производителю с 75-летней историей, с ведущими позициями на европейском рынке, лидеру в инновациях, бывшему до последнего времени на российском рынке № 1, имеющему в России серьезного представителя, – сам бог велел не то чтобы сохранять имеющиеся достижения, но и наращивать их. Однако темпы роста поставок КМУ на российский рынок у этой компании были весьма низкими: 28% относительно уровня 2006 года – значительно меньше, чем у других компаний, добившихся увеличения объемов поставок в разы.

В прошлом году из всего модельного ряда, предлагаемого Palfinger на российском рынке – КМУ с грузовым моментом от 1,2 до 105,7 тм, – наибольшим спросом пользовались установки с грузовым моментом в интервале от 1,2 до 23 тм. Самыми востребованными оказались КМУ с грузовым моментом 14,6 тм.

Hiab в 2007 году, несмотря на жесткий натиск со стороны новых игроков, сумел сохранить 16%-ную долю рынка среди зарубежных поставщиков. Правда, переместившись со второй строки на третью. Достойная динамика роста – 2,2 раза – объясняется не только гигантским спросом на КМУ, но и хорошей подготовленностью компании-производителя и дилерской сети – способной удовлетворить растущие потребности рынка. Из всей линейки кранов-манипуляторов, поставляемых в Россию – с грузовым моментом от 1,2 до 30,6 тм, – наибольшим спросом пользовались модели с грузовым моментом 8-9 и 12-14 тм (две трети поставок).

С 2008 года Hiab начал поставлять на российский рынок КМУ корейского завода, принадлежащего этой компании, четвертого по счету (три основных работают в Швеции, Испании и Голландии). Корейский завод прошел сертификацию соответствия ГОСТ Р и получил разрешение на применение кранов с гибкой подвеской крюка (с лебедкой) с грузовым моментом от 15,5 до 31,5 тм. Также в этом году произойдут серьезные внутренние структурные изменения, выравнивающие логистическую цепь доставки, и расширение дилерской сети с помощью новой фирмы «Карготек Рус» – 100%-ной дочки Hiab.

Вторым возмутителем спокойствия на российском рынке КМУ наряду с Amco Veba стал японский Unic, представляемый в России с 2005 года фирмой «Мега Драйв», генеральным дистрибьютором Furukawa Unic Corporation – производителя КМУ с тросовой подвеской крюка. В 2007 году российский поставщик Unic совершил стремительный рывок в увеличении объемов поставок по сравнению с 2006 годом – в 5,7 раза (226 единиц). Ассортимент предлагаемых КМУ – от 1,8 до 12,4 тм – покрывает диапазон наибольшего спроса. В прошлом году в Россию было импортировано порядка 75% КМУ с грузовым моментом 7,9-8,2 тм.

Немаловажно, что Мега Драйв имеет собственную производственную базу по установке КМУ на автомобильные шасси. На данный момент фирма освоила монтаж кранов-манипуляторов на шасси КАМАЗ, МАЗ, Урал, ЗИЛ, ГАЗ, Isuzu, Hyundai и Foton. Продолжается работа по освоению производства кранов-манипуляторов на базе других автомобилей с использованием КМУ тяжелых серий – UR-600, UR-800E, UR-1504 (UR-1504F). В дальнейшем Мега Драйв планирует сертифицировать КМУ на базе автомобилей европейского производства, позволяющих монтировать на себя КМУ UR-1504 (UR-1504F) грузоподъемностью до 13 т. Также параллельно планируется развитие дилерской сети и сети торговых представителей на территории России и ближнего зарубежья.

На волне повышенного спроса на КМУ в Россию хлынул поток ранее не известных у нас марок. В последнее время потребителям довелось познакомиться с новыми брэндами – PM, Ferrari, HMF, Effer, Copma, Dongyang и другими. Появились первые КМУ китайского производства. Очень вероятно, что в обозримом будущем китайцы смогут заметно поменять рыночный расклад.

Категория: Отечественный рынок | Добавил: craneadmin (13.08.2008) | Автор: Владимир Новоселов
Просмотров: 7144 | Рейтинг: 4.2/5 |
Всего комментариев: 0